+7 (495) 659-12-20

Москва

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ЦЕННОСТЬ НЕВЕЩЕСТВЕННЫХ АКТИВОВ

Методика исчисления ценности корпоративных невещественных активов

(на примере корпоративных социальных активов)


Социальные активы предприятия  – это целенаправленно сформированные менеджментом социального капитала постоянно действующие формы высокоэффективных, ставших традиционными, социально-экономических взаимодействий. В системе внутрифирменных социально-экономических взаимодействий активные формы бытия инновационного социального капитала могут включать: традиции безусловного приоритета креативной элиты организации; традиции постоянного функционирования открытых кумулятивных «горизонтальных» сетевых социально-экономических взаимодействий в форме целевых дискурсов; традиции высокого уровня внутрифирменного доверия. Три названных внутрифирменных актива инновационного социального капитала представляют собой логическую цепочку: «общий интеллектуальный базис» - «активный способ бытия этого базиса» - «доверие как мультипликатор данного способа бытия».

В системе межфирменных и иных внешних трансакций «активаторами» инновационного социального капитала являются, как минимум, следующие системные институциональные образования: имидж организации как субъекта экономического созидания; репутация фирмы как традиционно надежного делового партнера; традиции высокий уровень социальной ответственности фирмы; длительный опыт высокого уровня межфирменного доверия и другие активы. Отмеченные активы также заключают в себе определенную внутреннюю воспроизводственную логику: от активов в сфере производства и соответствующих связей с партнерами – до активов в области «соприкосновения» фирмы с рынком и социумом, где фиксируется и развивается ее социальная ответственность. Очевидно, что отмеченные выше социальные активы представляют собой доходную (созидающую) ценность, что и делает их объектами для исчисления соответствующей ценности.

Существуют различные методики исчисления количественных параметров ценности невещественных активов. Представляется, что наиболее детализированной и предметно корректной методикой является методика «value explorer», разработанная зарубежными и, частично, отечественными исследователями[1]. Одним из ключевых оснований «работоспособности» данной методики является система экспертных оценок тех или иных форм и способов деятельности, а также некоторых неявных, но реально ожидаемых результатов. Такие оценки несколько непривычны для традиционной, или «продуктовой» экономики; но такие экспертные оценки вполне приемлемы для когнитивной экономики, где основным продуктом творчески-трудовой деятельности являются новейшие экономические знания. Попытаемся применить отмеченную методику для исчисления ценности некоторых (на выбор) активных форм бытия социального капитала современного предприятия.


[1] См., например: Андриссен Д., Тиссен Р. Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов. – ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004; Дресвянников В.А. Построение системы управления знаниями на предприятии. – М.: КНОРУС, 2008. – Глава 6; Коулопоулос Т.М. Управление знаниями. – М.: Эксмо, 2008. – Глава 5; Лукичева Л.И. Управление интеллектуальным капиталом. – М.: Омега-Л, 2007. – Глава 6; Мариничева М.К. Управление знаниями на 100%: Путеводитель для практиков, 2008. – М.: Альпина Бизнес Букс. – Глава 3; Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях / Под ред. д-ра эконом. наук, проф. Б.З. Мильнера. – М.: Дело, 2006. – Глава 2. Нейматова Б.А. Управление интеллектуальным промышленным капиталом: Дисс. д-ра наук, РАГС, М., 2009; Харрингтон Дж., Воул Ф. Совершенство управления знаниями. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. – Глава 7. Экономика знаний: Коллективная монография / Под ред. проф. В.П. Колесова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – Глава 2. и др.


СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ

rss
Карта