Главная Новости

Растущая значимость Мирового Большинства

Опубликовано: 26.10.2023

Растущая значимость Мирового Большинства

Новая международная структура еще не создана. Но когда нынешние конфликты закончатся, какими бы ни были результаты для непосредственных участников, позиции государств мирового большинства укрепятся.

К осени 2023 года военная кампания на Украине стала неотъемлемой частью международного политического и экономического ландшафта. Окончания боевых действий в настоящее время не ожидается; ни решающая победа ни одной из воюющих сторон, ни мирное соглашение, основанное на компромиссе, не кажутся достижимыми в обозримом будущем. Конфликты остаются основным фактором, влияющим на глобальный баланс сил.

С самого начала ясно, что отношения России с Западом движутся в направлении наиболее острых фаз «холодной войны». Но жестокость и длительность конфликта превосходят все ожидания. В феврале 2022 года мало кто мог предположить степень вовлеченности НАТО в Украину или полное разрушение связей между Россией и странами Запада.

Все прогнозы, сделанные на начальном этапе конфликта, оказались неверными. Москва неверно оценила военные, политические и экономические возможности Украины, а также готовность США и их союзников пойти на все, чтобы поддержать Украину. Запад ошибочно полагал, что российская экономическая система не сможет выдержать внешнюю блокаду, полагая, что мировая экономика сможет продолжать функционировать без России, относительно безболезненно, без России. Противоборствующие стороны также недооценили способность заставить другую сторону изменить образ действий и заставить ее пойти на уступки.

Выводы украинского кризиса

Ошибки, допущенные на начальном этапе, были следствием принятых ранее стереотипов. Если отбросить нюансы, противники переоценили уязвимость другой стороны. В каком-то смысле – они до сих пор это делают. Игра зашла в тупик, где каждый пытается мобилизовать свои силы и добиться решающего превосходства, чтобы выбраться из ловушки, которую представляет собой тупик. Конфликт между Россией и Западом обостряется, но не приобретает нового качества. Некоторые в России также призывают к качественному изменению конфликта, сместив акцент на ядерный фактор – но это все еще не является доминирующим официальным мнением.

Основные изменения произошли в той части мира, которая не вовлечена в конфликт, но находится под его влиянием. Понятие «мировое большинство», утвердившееся в России как отсылка к незападной части мира, несколько сбивает с толку, поскольку предполагает наличие консолидированного сообщества, хотя ключевой характеристикой этого большинства является его неоднородность. в отличие от универсального ценностно-ориентированного единства, навязанного Западом. Однако под этим термином подразумевается ряд стран, которые не желают быть втянутыми в конфликт и продолжают традиции западной политики. Украинский кризис — продукт западной политической культуры, и Россия, занимающая крайнюю антизападную позицию, также действует (или вынуждена действовать) в соответствии с западной военно-политической парадигмой.

Президент России Владимир Путин с начальником Генштаба Валерием Герасимовым во время посещения военного штаба в Ростове-на-Дону 19 октября 2023 года (Фото: kremlin.ru)

Долгожданный многополярный мир оказался сложнее, чем ожидалось. Оно не сводится к нескольким центрам власти, которые общаются друг с другом, а, скорее, к растущей сети различных отношений и разных акторов, занимающих асимметричную позицию. Эти соединения, горизонтальные и вертикальные, не полностью упорядочены, а различные состояния способствуют нелинейности.

Мировое большинство может сделать несколько выводов из украинского кризиса:

  1. Существует сила, которая открыто и без колебаний искушает Запад, и Запад не может остановить ее, как бы сильно он ни старался. Это позволяет незападному миру действовать все более независимо;
  2. Страны Глобального Севера пытаются наладить отношения между собой, не задумываясь о том, как это повлияет на Глобальный Юг;
  3. Политика общего дистанцирования, которая активно действует только в отношении отдельных вопросов, может принести немало пользы – если ее умело использовать;
  4. Государства могут и должны развивать плодотворные взаимоотношения без посредничества великих держав, которые, настаивая на их неизбежности и не решая проблем государств и регионов, затягивают их еще глубже в тупики.

Логика расширения БРИКС

Последний саммит стран БРИКС,прошедший в ЮАР летом 2023 года, подтвердил эти тенденции. Столкнувшись с решающей дилеммой «между расширением группы и углублением связей», ее участники выбрали первое. Пригласив первые шесть стран, группа не может откладывать следующий шаг – уважаемые державы имеют не меньшее право на участие. БРИКС, очевидно, сделал выбор в пользу количественного роста, который не влечет за собой автоматически качественный скачок. В этом есть своя логика.

БРИКС (вначале БРИКС) — продукт маркетинговой стратегии, предложенной американскими инвестиционными банкирами (с целью рекламы быстрорастущих рынков), однако через несколько лет этот альянс приобрел собственное политическое измерение. Само по себе это ознаменовало сдвиг в глобальном балансе сил – появление группы мощных и влиятельных незападных стран, решивших утвердить свою собственную политику на международной арене.

Все четыре, а в конечном итоге и пять государств объединяет один критерий - они обладают полным суверенитетом, что предполагает желание и способность (благодаря их единому потенциалу) вести независимую внешнюю и внутреннюю политику. На самом деле таких государств в мире всего несколько, так как у одних нет необходимых военных и экономических ресурсов, а другие вступили в альянсы и поэтому добровольно ограничили собственный суверенитет. В этом смысле нынешний состав БРИКС выглядит достаточно органичным и не формальным с точки зрения основных характеристик входящих в него стран.

Президент ЮАР Сирил Рамафоса, президент Бразилии Луис Игнасио Лула да Силва, президент Китая Си Цзиньпин, премьер-министр Индии Нарендра Моди и министр иностранных дел России Сергей Лавров на фото с делегатами шести стран, принятых в БРИКС Плюс (Фото: Sputnik) Бразилия/Паласиу-ду-Планалто/Рикардо Штукерт/CC BY 2.0)

Страны-новички разнообразны во всех отношениях, но они не обязательно вписываются в приведенные выше схемы. Это говорит о том, что лица, принимающие решения, отдают предпочтение диверсификации, а не консолидации. Группа будет продолжать расти, но планов по формированию институционального механизма нет, по крайней мере, в обозримом будущем. Фактически, чем больше будет участников, тем сложнее будет создать такой орган. Существуют серьезные различия даже между пятью странами, а между одиннадцатью и более странами еще больше.

Мировое большинство все больше убеждается в том, что влияние тех, кто долгое время диктовал правила на международной арене, снижается. Приверженность общему мировоззрению и геополитическим интересам – это именно то, что требуется в рамках атлантического сообщества. Другие настаивают на праве решать все по своей воле. Эта тенденция, кажется, все больше доминирует на международной арене, в то время как западный подход будет продолжать править только теми странами, которые принадлежат к соответствующей культурной сфере.

Новая международная структура

Вряд ли можно говорить об антизападной ориентации: за исключением России и теперь, возможно, Ирана, никто из нынешних и вероятных будущих участников (стран БРИКС) не хочет открыто противостоять Западу. Однако это отражает суть предстоящего периода, в котором большинству стран придется постоянно выбирать партнеров для решения своих проблем, и этот выбор может отличаться от проблемы к проблеме, с которой они столкнутся.

Начиная свое расширение, БРИКС отказался от принципа исключительности, который считался важным для престижа. И когда это уже сделано, группа теперь стремится к максимальному охвату. Например, Китай, выступающий за общую судьбу человечества и обладающий потенциалом, явно превосходящим потенциал других стран, не требует институционализации БРИКС. Индия, умело отстаивающая свою многовекторную политику, то есть сотрудничество со всеми без ограничений, также более склонна рассматривать БРИКС как гетерогенную группу. Нью-Дели меньше всего заинтересован в усилении антагонистических настроений по отношению к Западу внутри этой группы.

Председатель Китая Си Цзиньпин на пленарном заседании во время саммита БРИКС 2023 года в конференц-центре Сэндтон в Йоханнесбурге, 23 августа 2023 года. (Фото: AFP)

Россия выделяется тем, что является единственной страной среди нынешних членов, вовлеченной в серьезный конфликт с Западом. А поскольку БРИКС не может быть трансформирован в антизападный альянс, Москва может приветствовать постепенное, но максимальное расширение группы с целью превратить ее в представительное сообщество, члены которого сотрудничают друг с другом, минуя давление Запада или действуя вопреки давлению Запада. это.

Именно эти факторы формируют новую международную структуру. Он еще не появился на свет. Но когда нынешние конфликты закончатся, независимо от результатов для непосредственных участников, позиции государств Мирового Большинства будут максимально укреплены – не только Китая, которого часто называют победителем в конфликте между Россией и Западом, но и группы государств, которые раньше играли подчиненную роль, а теперь получают свободу действий. Смею утверждать, что мировая политика станет более рациональной, поскольку прагматические интересы будут выражаться открыто и по-деловому, а не будут больше прятаться за различными формами мессианизма, которые Глобальный Север умело использовал на протяжении веков. И с этой точки зрения можно сказать, что украинский кризис действительно подводит черту под колониальными временами в более широком смысле.

Название и текстовое оборудование: новый стандарт

Перевод Милоша М. Милоевича/Новый стандарт

Источник: globalaffairs.ru

Фото на обложке: ХудожественноеФото/ Шаттерсток

БОНУСНОЕ ВИДЕО:

rss