+7 (495) 659-12-20

Москва

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

М.1.Бч.1 Управление корпоративными знаниями

(шифр и  наименование учебной дисциплины по учебному плану)

Направление подготовки 080100.68 Экономика

(код и наименование направления подготовки (специальности))

 

Основная образовательная программа  «Экономика фирмы»

                           (наименование профиля  подготовки для программ подготовки бакалавра)

                             (наименование специализации для программ   подготовки специалиста)

                     ( наименование образовательной программы для программ подготовки магистров)

Квалификация (степень) - «магистр»

 

Форма  обучения -  очная

 

 

  1. 1.                      Общие положения

Учебно-методический комплекс дисциплины «Управление корпоративными знаниями» является частью основной образовательной программы подготовки магистра по направлению подготовки высшего профессионального образования 080100.68 «Экономика»,  разработанной в МГЛУ.    

Учебно-методический  комплекс  дисциплины, включает в себя следующие документы и материалы:

  1. Общие положения
  2. Рабочую программу учебной дисциплины.
  3. Методические указания преподавателю по порядку подготовки и проведения всех видов учебных занятий, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 
  4. Материалы для проведения всех видов учебных занятий, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, предусмотренных программой учебной дисциплины, в  т.ч.:
  •  конспекты лекций и/или  планы проведения всех видов занятий;
  •  демонстрационный материал (слайды, аудио и видео и др.);
  •  обучающие программы (если они используются  в учебном процессе);
  •  материалы для проведения текущего (в т.ч. рубежного) контроля

  успеваемости;

  •  материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся;
  •  и др.

Учебно-методический  комплекс  дисциплины рассмотрен и одобрен:

 на заседании кафедры мировой экономики

протокол  № 7 от «30» августа 2012г.

2. Нормативно-методическое обеспечение разработки УМКД

  1. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля2008 г., № 71.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образовании по направлению подготовки 080100.68 «Экономика». 
  3. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования, разработанная Учебно-методическим объединением вузов в области социологии.

  4. Устав  ФГБОУ ВПО МГЛУ.

5. Положение по текущему контролю  успеваемости  и промежуточной аттестации обучающихся (локальный акт университета).

6. Учебный план.

7. Общая характеристика  ООП. 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

М.1.Бч.1 Управление корпоративными знаниями

(шифр и  наименование учебной дисциплины по учебному плану)

Направление подготовки 080100.68 Экономика

(код и наименование направления подготовки (специальности))

 

Основная образовательная программа  «Экономика фирмы»

                           (наименование профиля  подготовки для программ подготовки бакалавра)

                             (наименование специализации для программ   подготовки специалиста)

                     ( наименование образовательной программы для программ подготовки магистров)

Квалификация (степень) - «магистр»

 


1.          
Общие положения

1.1. Место и роль учебной дисциплины в структуре подготовки магистра.

Управление корпоративными знаниями представляет собой, одновременно, теоретическую и прикладную дисциплину в системе подготовки магистра. Она является, одновременно, основой для предполагаемой разработки конкретных когнитивно ориентированных спецкурсов (когнитивный менеджмент, управление корпоративным социальным капиталом, интеллектуальное предпринимательство и др.), а также является конкретизацией более общих сфер экономики знаний, таких, как микроэкономика знаний и миниэкономика знаний. Без знания основ экономики знаний и, особенно, управления корпоративными знаниями невозможно понять специфику экономической деятельности субъектов экономики в современных условиях и успешно отразить модификации действия объективных социально-экономических закономерностей развития предприятий в условиях масштабной хозяйственной трансформации.

1.2. Научное содержание учебной дисциплины

Управление корпоративным  знаниями представляет собой отрасль нового знания, посвященного изучению когнитивных оснований деятельности современного наукоемкого предприятия, а также выявлению и обоснованию конкретных форм и способов управления корпоративным интеллектуальным капиталом как системным и синергетическим фактором расширенного воспроизводства в рамках фирмы.

В сферу изучения управления корпоративными знаниями входят общие вопросы становления экономики знаний в современной экономике, системная парадигма исследования когнитивных факторов развития корпорации, анализ конкретных подсистем неявного и явного знания предприятия, поиск путей формирования инновационного корпоративного интеллектуального капитала при одновременной логико-гносеологической актуализации соответствующих подсистем.

1.3. Краткое описание курса

Курс управление корпоративными знаниями условно включает три подраздела: основы современной экономики знаний и экономики корпоративных знаний; общая характеристика системы управления корпоративными знаниями; анализ ключевых подсистем интеллектуального капитала современного предприятия (от неявного ментального знания до явного когнитивного знания). При этом структурное качество управления корпоративными знаниями непосредственно увязывается со структурой корпоративного интеллектуального капитала, что предопределяет формировании и развитие ментального менеджмента, менеджмента ценностно-смысловой модели фирмы, институционального предпринимательства, менеджмента социального капитала и когнитивного менеджмента.

  1. 2.                      Цели и задачи  учебной дисциплины

Целью учебной дисциплины является приобретение знаний, умений и навыков в интересах формирования следующих компетенций:

  • Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень;

ОК-1

 

  • Способность самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный и научно-производственный профиль своей деятельности;

ОК-2

 

  • Способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанные со сферой деятельности;

ОК-3

 

  • Способность принимать организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях.

ОК- 4

 

 

Основные задачи, решаемые в ходе освоения учебной дисциплины:

–       научить студентов ориентироваться в проблемах современной экономики знаний, а также экономики корпоративных знаний;

–       научить студентов системному анализу формирования и расширенного воспроизводства корпоративных знаний, а также специфике управления неявными, явными и объективированными знаниями фирмы;

–       формировать у обучаемых способность осуществлять организацию управления корпоративными знаниями в различных подсистемах корпоративного интеллектуального капитала;

–       обеспечить подготовку студентов как интеллектуальных предпринимателей, способных самостоятельно создавать внутрифирменные институты корпоративного всеобуча, а также организовывать тематические корпоративные дискурсы и «мозговые штурмы».

  1. 3.                      Требования к результатам освоения учебной дисциплины

3.1. В целях формирования  компетенции cпособность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень (ОК-1)  обучающийся должен:

знать

  • основные экономические закономерности и тенденции функционирования и развития современного общества;
  • сущность и содержание «явления интеллектуального», применительно к современной хозяйственной действительности, развивающейся в условиях экономики знаний;

уметь

  • определять интеллектуальное качество реальных явлений социально-экономической действительности и овладевать методологией и методикой исследования путей формирования корпоративных инноваций;
  • осуществлять качественно-количественных анализ процессов формирования и функционирования корпоративного интеллектуального капитала как системы востребованных созидательных знаний;

владеть навыками

  • использования специальной терминологии в области расширенного воспроизводства корпоративных знаний и управления процессами когнитивизации деятельности современной фирмы;
  • использования гуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного знания для решения практических задач управления корпоративными знаниями.

3.2. В целях формирования компетенции способность самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный и научно-производственный профиль своей деятельности (ОК-2) обучающийся должен:

знать

  • методологию, методику и способы исследования проблем и инструментарий разрешения противоречий в сфере расширенного воспроизводства корпоративных знаний;

уметь

  • использовать методологию системной парадигмы и умело применять системно-синергетический подход в исследовании современных процессов интеллектуализации и когнитивизации микроэкономического воспроизводства;
  • творчески применять рекомендации смежных и других предметных сфер научного познания для решения задач повышения эффективности управления корпоративными знаниями.

владеть навыками

  • самостоятельной научно-исследовательской деятельности, а также логико-гносеологического анализа противоречий и тенденций когнитивизации деятельности менеджеров и персонала современной корпорации.

3.3. В целях формирования компетенции способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанные со сферой деятельности (ОК-3) обучающийся должен:

знать

  • требования к уровню информационного обеспечения современных управленческих решений в сфере когнитивного менеджмента;
  • основные источники новых данных и контекстной информации, необходимых для разработки и принятия верифицированных управленческих решений;

уметь

  • конструировать и анализировать субъектно-объектные структуры, организационно-экономические модели и общие междисциплинарные матрицы, характеризующие специфику управления знаниями в рамках современных корпораций;

владеть навыками

  • научного видения и стратегического прогнозирования динамики социокультурных, психолого-экономических, социологических, собственно экономических и других факторов, определяющих логику и направленность когнитивного развития современного предприятия.

3.4. В целях формирования компетенции способность принимать организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-4) обучающийся должен:

знать

  • специфику институциональных условий и факторов, обеспечивающих высокую эффективность разработки и принятия организационно-управленческих решений в рамках современной фирмы;
  • общий алгоритм осуществления интеллектуального предпринимательства и когнитивного менеджмента;

уметь

  • научно обоснованно верифицировать разработанные управленческие решения, аргументировано доказывать правомерность принятых решений и уметь мобилизовать сотрудников для достижения соответствующих целей;

владеть

  • методами психолого-педагогического анализа собственного управленческого поведения, а также навыками формирования экономико-психологической устойчивости в нестандартных ситуациях хозяйственной динамики.
  1. Трудоемкость учебной дисциплины

(общая, по  видам учебной работы, формам промежуточной аттестации)

4.1  очная форма обучения:

Виды учебной работы

Всего часов

Распределение  трудоемкости по семестрам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Аудиторные занятия (АЗ),

в т.ч.:

32

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекционное занятие (Л)

 

16

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинарское занятие (С)

 

16

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие (ПЗ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная  работа (ЛР)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа (КР)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа (СР),

 в т.ч.:

32

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка реферата (Р)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка и защита

курсовой работы (КР)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение   лабораторной работы  (ЛР)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение   заданий   с использованием мультимедийных ресурсов (ВЗМР)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над учебным материалом, включая выполнение домашних заданий  (ДЗ)

32

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачет с дифференцированной  оценкой (ДЗ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая

трудоемкость

учебной

дисциплины (ОТД)

в часах 

(ОТД=АЗ+СР+ЭС)

96

96

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в зачетных

 единицах:

(трудоемкость в часах разделить на 36)

2,6

2,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Содержание учебной дисциплины

5.1. Тематическое содержание учебной дисциплины

Тема - 1

Экономика знаний и системно-интеграционная модель

современного предприятия 

Определение сущности, смысловая основа и структура знания. Предпосылки, условия, источники и признаки возникновения нового знания. Определение сущности знания и его характеристика как смыслового феномена. Диалектика знания и смысла. Формы знания: объективированное, формализованное и неявное знание. Базисная роль неявного знания; характеристика форм неявного знания. Виды знания, исходя их сфер человеческой деятельности; сущность экономического знания; теоретические и практические знания.

Экономика знаний: сущность, элементы и воспроизводственная структура. Определение сущности и основные элементы экономики знаний. Производство знания как процесс познавательной деятельности человека, непосредственно связанной с использованием его творчески-трудовой энергии. Воспроизводственная структура экономики знаний: производство знания, его формализация, распространение и практическое использование; краткая характеристика каждой фазы воспроизводства знаний. Макро-, мезо-, микро-, мини-, наноэкономика знаний.

Методология исследования и функции знаний в современной экономике. Предмет экономики знаний как общественная форма отношений, возникающих между экономическими агентами в сфере их осмысленной, экономически ориентированной познавательной деятельности. Трактовка сущности знания как детерминант методологии исследования экономики знаний. Системный и междисциплинарный подход к исследованию закономерностей развития экономики знаний. Характеристика функции знаний в экономике.

Системно-интеграционная модель корпорации в экономике знаний. Корпоративный человеческий капитал как система неявных и явных корпоративных знаний. Корпоративный менталитет как неявное организационное знание (непередаваемое неявное знание); неявное корпоративное знание в форме корпоративной культуры; система неявно-явного корпоративного знания в форме корпоративных институтов. Корпоративное когнитивное неявно-явное знание о том, как создавать новое экономическое знание; неявно-явное проектное корпоративное знание. Управленческая форма корпоративного человеческого капитала; маркетинговое и историческое знание.

Формы корпоративного человеческого капитала. Содержание системно-интеграционного подхода к исследованию корпорации в экономике знаний и характеристика форм корпоративного человеческого капитала: ментальный корпоративный капитал; культурный корпоративный капитал; корпоративный социальный капитал; институциональный корпоративный капитал; когнитивный корпоративный капитал, технико-технологический корпоративный капитал; организационно-управленческий корпоративный капитал; маркетинговый корпоративный капитал, исторический корпоративный капитал.

Тема - 2

Сущность, общая концепция и система управления

корпоративными знаниями

Трактовка сущности и системная парадигма в управлении корпоративными знаниями. Определение сущности управления корпоративными знаниями: анализ различных трактовок в рамках соответствующих исследовательских парадигм. Характеристика понятий «система» и «система управления»; системный микроэкономический ресурс и «производительная сила» системной парадигмы; системно-синергетическая концепция исследования современного предприятия. Анализ системы управления корпоративными знаниями как процесс целенаправленного воздействия на целостность и взаимосвязанное единство подсистем объекта, процесса, проекта и среды, определяющих направленность и содержание развития и созидательного функционирования корпоративного человеческого капитала. Общая методологическая концепция системы управления знаниями в рамках современного предприятия.

Современные концептуальные основы управления знаниями в корпорации. Управление корпоративными знаниями как функция внешних экономических детерминантов, характеризующихся чрезвычайным ускорением роста объемов контекстной информации. Необходимость поиска новых форм и способов ускоренного развития сектора неявных корпоративных знаний; актуализация когнитивного сектора как механизма воспроизводства неявного знания и ключевого объекта в сфере управления знаниями; императив разработки управленческих решений, направленных на формирование и развитие корпоративной креативной элиты при одновременной индивидуализации когнитивного управления. Спецификация управленческих усилий в сфере развития «корпоративного всеобуча», что определяется требованием обеспечения непрерывного «потока» новых знаний и обновляющихся компетенций. Управленческие мероприятия, направленные на организацию и функционирование корпоративного всеобуча. Новые требования к производству и использованию проектного, процессного и объективированного в конечном продукте знания, а также новое качество требований к личности субъекта управления знаниями.

Ключевые задачи и функции управления корпоративными знаниями. Эффективность корпоративного воспроизводства и обеспечение непрерывности и масштабности экономических инновации как две взаимосвязанные и ключевые задачи управления корпоративными знаниями. Характеристика ключевых функций управления знаниями в рамках современного предприятия: а) формирование корпоративного человеческого капитала самообучающегося качества; б) создание когнитивных условий, в рамках которых корпоративный человеческий капитал «инновационного» качества реализует себя в создании востребованных потребителями инноваций в форме продуктов конечного потребления. Анализ взаимосвязи отмеченных функций. Конкретизация функций управления корпоративными знаниями в контексте развития структуры корпоративного знания.

Тема - 3

Корпоративный менталитет как объект управления и

фактор развития экономических инноваций

Экономический менталитет: общее и особенное. Определение сущности и внутренняя структура менталитета и экономического менталитета; характеристика менталитета как неявного непередаваемого знания; экзистенциальные потребности как основание формирования и развития менталитета. Особенности российского экономического менталитета; взаимосвязь внесознательных ментальных архетипов и сознательных ментальных стереотипов мышления и поведения. Воспроизводственные, отраслевые и региональные особенности отечественного экономического менталитета как неявного знания; характеристика отечественного ментального экономического кризиса.

Экономический корпоративный менталитет: особенное и единичное. Сущность экономического корпоративного менталитета как специфического неявного корпоративного знания. Ментальные модели фирм и ментальные карты сотрудников. Значение корпоративного менталитета для деятельности современной корпорации. Системный подход к исследованию корпоративного менталитета; формирование и развитие ментального менеджмента как специфического управленческого процессного знания. Ментальное проектирование и модели корпоративного менталитета. Факторы повышения эффективности ментального менеджмента.

Сущность инновационного корпоративного менталитета. Общие требования к ментальным инновациям. Новые витальные социально-экономические потребности как основание формирования корпоративного менталитета инновационного качества. Анализ конкретных ментальных альтернатив развития современного предприятия. Необходимость преодоления «ментального архаизма» путем ускоренного развития пространства для воспроизводства новейших знаний как детерминанта становления инновационного менталитета персонала фирмы. Характеристика функций инновационного типа экономического корпоративного менталитета: базисная роль человека в хозяйственной действительности; приоритет инвестиций в расширенное воспроизводство интеллектуального капитала корпорации и др.

Управленческая технология формирования корпоративного инновационного менталитета. Формирование и развитие полноценного экономического мышления, отражающего сущностные силы корпоративного сообщества, стремление к созидательной самоактуализации, системную широту, каузальную глубину и гуманистическую интенциональность индивидуального воспроизводства. Менеджмент корпоративных ментальных инноваций; алгоритм деятельности менеджера ментальных инноваций: формирование корпоративной элиты; организация корпоративного образовательного процесса с целью формирования у персонала творческого мышления; создание новой системы сознательных стереотипов восприятия и осмысления действительности; прочное позиционирование инновационного корпоративного мышления и примеров инновационного поведения персонала и менеджеров.

Корпоративный менталитет и инновационный бизнес-процесс. Stage-Gate процесс, его этапы и «ментальный анализ». Точки принятия решений (ТПР) и адекватность ментальных карт соответствующих субъектов управления. Характеристика сознательных (ментальных) стереотипов в сфере локального дискурса, разработки бизнес-плана и нового продукта, тестирования созданного продукта для серийного производства, запуска нового продукта и мониторинга его рыночного движения. Характеристика функций новых ментальных карт на каждом этапе Stage-Gate процесса.

Тема - 4

Корпоративная культура и управленческие основы

формирования «культа» новейших знаний

Корпоративная культура и системно-интеграционная парадигма исследования предприятия. Корпоративная культура как специфическое неявно-явное коллективное знание; корпоративный культурный капитал как ценностно-смысловое «доходное» благо. Онтологический, феноменологический и функциональный аспекты корпоративной культуры как неявно-явного знания. Методология системно-интеграционной парадигмы как инструмент «поиска» сущности корпоративной культуры. Сущностные и явленческие аспекты понимания корпоративной культуры предприятия.

Инновационная корпоративная культура и ее ключевые функции. Сущность и характеристика содержания инновационной корпоративной культуры: созидательная направленность деятельности фирмы; принципы внутрикорпоративных взаимоотношений, обеспечивающих развитие атмосферы творческого духа и созидания. Функции инновационной корпоративной культуры: реализация созидательно-гуманистической стратегии развития фирмы и обеспечение ей желаемых конкурентных преимуществ; формирование «духа» творческого созидания и устойчивой мотивации сотрудников к производственной деятельности; обеспечения синергетического эффекта вследствие развивающего обмена-общения и утверждение «культа» новейших знаний. Инновационный корпоративный культурный капитал.

Формирование созидательной (духовно-нравственной) направленности инновационной фирмы. Духовно-нравственные принципы корпоративного хозяйствования: деятельность на основе принципов человеческой экологии; возможность и способность участника корпоративного сообщества осуществлять экономическую власть; потребность персонала к самообновлению своего человеческого капитала; безусловность приоритета производственно-созидательной фазы воспроизводства в общей системе социально-экономических отношений; творчески-трудовой способ присвоения благ, или трудовая природа собственности. Формирование духовно-нравственной направленности инновационной фирмы как процесс развития условий и факторов становления достойной жизни всех членов корпоративного сообщества.

Принципы корпоративной этики в формировании «культа» создания инновационных знаний. «Культ» новейших корпоративных знаний как создание устойчивой мотивации к самосовершенствованию (производство новых знаний), развивающему обмену-общению (производство и распространение новых знаний) и творчески-трудовой самореализации (производительное использование новых знаний). Общее понимание принципов корпоративной этики в формировании «культа» создания инновационных знаний. Конкретизация этических норм и правил, обеспечивающих формирование «культа» инновационных знаний: этическая норма уважительного отношения к творчеству в целом и к конкретным творцам; норма исключительной ценности корпоративного общения, прежде всего, в рамках неформальных корпоративных дискурсов; уважительное отношение к практическому умению «довести дело до конца».

Управленческие основы развития доверия как основы становления «культа» корпоративных знаний. Сущность и функции корпоративного доверия как важнейшей этической нормы в системе социально-экономических взаимодействий. Инвестиции в доверие как поток специфических ценностей; характеристика инвестиций во внутрифирменное доверие в системе «менеджмент – менеджмент», «менеджмент - персонал», «персонал – персонал». Инвестиции в межфирменное доверие. Общая управленческая концепция формирования и развития отношений внутрифирменного и межфирменного доверия. 

Тема - 5

Корпоративный социальный капитал как фактор

воспроизводства новых знаний

Корпоративный социальный капитал: определение сущности и инновационная форма развития. Анализ альтернативных трактовок сущности корпоративного социального капитала. Корпоративный социальный капитал как противоречивое единство «капитального в социальном» и «социального в капитальном». Феномен инновационного корпоративного социального капитала как созидательно направленных взаимодействий хозяйственных агентов. Социальный капитал инновационного типа и высокоэффективные социальные активы: деловая и творческая репутация организации и персонала, имидж и товарный знак продукта, высокая социальная ответственность и другие. Инвестиции в социальный капитал инновационного типа как поток определенных ценностей в форме затрат времени, энергии, финансовых и иных ресурсов и факторов производства.

Инновационный социальный капитал предприятия как объект управления. Когнитивно-управленческая парадигма формирования социального капитала фирмы: знания о том, что должны представлять собой специалисты в области воспроизводства социального капитала и как осуществлять их подготовку; знания о современных способах наиболее продуктивных социально-экономических взаимодействий; знания об организации практического дискурса; знания о том, что такое доверие и как его формировать; знания о том, что такое институциональное предпринимательство и как оно модифицируется в контекст решения задачи созидательного применения социального капитала фирмы.

Горизонтальные сети как форма инновационного социального капитала корпорации. Характеристика социально-экономической сети и понимание горизонтальной сети хозяйственных корпоративных взаимодействий: здесь господствует не юридический закон, а право; преобладает не рационализм, а созидательный смысл; реализуется не «авторитет власти, а власть авторитета»; горизонтальная сеть соответствует отношениям конкордности, а не конкуренции; имманентными являются неформальные институты и соответствующие взаимодействия; в наибольшей степени соответствует масштабным и непрерывным инновациям и др.

Общая концепция управления корпоративной социальной сетью. Производство нового корпоративного знания как важнейшая функция горизонтальной социальной сети. Направления активизации корпоративных сетей в современной экономике знаний: организация взаимодействий, направленных на генерацию новейших идей в форме неявного корпоративного знания; объективация неявного знания, его интерпретация, формализация и последующая социализация; объективация нового знания в конечных продуктах. Показателями работы сети: частота участия в работе сетей, наличие идей, предложенных работником и поддержанных топ-менеджментом и др.

Тема - 6

Обучающая и интеллектуальная корпорация как форма

воспроизводства новых знаний

Обучающаяся корпорация как механизм формирования инновационного человеческого капитала. Определение сущности самообучающейся организации. Основные функции самообучающейся корпорации: непрерывное расширенное воспроизводство корпоративного человеческого капитала как системы знаний (неявных и явных), обеспечивающих устойчивых поток корпоративных инноваций; расширенное воспроизводство различных форм и видов корпоративных инноваций. Характеристика элементов корпоративного человеческого капитала самообучающейся корпорации (специфика ментального, ценностно-смыслового, институционального, социального, проектного, управленческого капитала). Полноценное (сущностное, каузальное) экономическое мышление как интегральный продукт самообучающейся корпорации.

Сущность когнитивного знания и интеллектуальное предпринимательство. Когнитология и когнитивная экономика, когнитивная подсистема современной корпорации; когнитивный капитал; когнитивное предпринимательство и необходимость перехода от парадигмы «прочных знаний» к новой модели «знаний он-лайн». Сущность и признаки интеллектуального предпринимательства: стратегическая нацеленность на расширенное воспроизводство созидательных знаний; способность и навык работы с будущим; знания о том, как обеспечить индивидуальный и корпоративный успех; устойчивость мотивации субъектов к генерации новейшего знания; способность и умение порождать новое знание; наличие когнитивной активности и когнитивной смелости; наличие прогрессивных форм поиска и обработки информации; наличие психологической устойчивости, одновременно, к информационной «пресыщенности» и информационному «вакууму»; формирование и развитие новой бизнес-культуры, органически сочетающей в себе элементы гуманитарного и естественнонаучного знания. Функции интеллектуального предпринимательства.

Интеллектуальная корпорация как организационная форма интеллектуального предпринимательства. Понятие интеллектуальной корпорации и как созидательно ориентированной самообучающейся корпорации. Свойства интеллектуальной корпорации: соответствует инновационный тип корпоративного экономического менталитета; характеризуется наличием ярко выраженной прогрессивной ценностно-смысловой моделью развития; имеет место инновационный социальный капитал с приоритетом сетевых горизонталей при высоком уровне корпоративного доверия; институциональная система основана приоритете неформальных ограничений; творческая свобода деятельности, как отдельных личностей, так и корпоративного сообщества в целом; является самоуправляющейся фирмой. Корпоративная структура интеллектуального предпринимательства: управленческое интеллектуальное предпринимательство; сетевое интрапредпринимательство; личностное интеллектуальное интрапредпринимательство (нанопредпринимательство).

Методика подготовки и проведения брейнстормингов. Сущность брейнсторминга; «брейнсторминговый цикл» как когнитивная модель решения творческой задачи. Алгоритм возникновения, подготовки и проведения брейнсторминга: наличие когнитивной потребности в «мозговом штурме» проблемы; осуществление правильного подбора участников брейнсторминга и определение (назначение, выдвижение, предварительная подготовка) фасилитатора готовящегося дискурса; поведение фасилитатора, адекватное требованиям брейнсторминга; жесткое следование принятому регламенту проведения брейнсторминга. Модели творческого мышления: метод объемного мышления; метод ассоциаций со случайными явлениями, метод ролевого мышления, метод У. Диснея (мечтатель – реалист – критик – наблюдатель), метод раздельного анализа, или метод «шести разноцветных шляп» и другие.

Тема - 7

Методы управления знаниями в современной корпорации

Методы управления знаниями и динамика корпоративного интеллектуального капитала. Трактовка сущности метода управления знаниями. Соотношение понятий: «методы управления знаниями», «корпоративные знания» и «интеллектуальный капитал фирмы». Формы влияния методов управления знаниями на интеллектуальный капитал современного предприятия. Системная парадигма в исследовании методов управления корпоративными знаниями.

Современные методы управления корпоративными знаниями.  Интеллектуализация экономики и требования к методам управления корпоративными знаниями. Противоречия традиционных методов управления знаниями в рамках наукоемкого предприятия. Управленческие «провалы» в системе действующих методов управления корпоративным интеллектуальным капталом. Специфика методов управления знаниями в рамках отечественных предприятий.

Пути развития и систематизация методов управления знаниями

как фактор инновационного развития предприятия. Императивы качества современного корпоративного интеллектуального капитала и объективация новых требований к управлению знаниями. Развитие и систематизация методов управления когнитивными, проектными и процессными корпоративными знаниями. Субъективные факторы совершенствования методов управления интеллектуальным капиталом предприятия.

Тема - 8

Лидерские качества руководителя как фактор повышения эффективности управления корпоративными знаниями 

Активизация роли субъективных факторов в сфере управления корпоративными знаниями. Специфика современных корпоративных инноваций как потребность в новом качестве управленческого капитала. Самообучающаяся корпорация как объективный критерий становления нового качества управления знаниями. Новая субъектная структура управления знаниями, релевантная требованиям инновационной экономики.

Лидерские качества субъекта управления знаниями как основа расширенного воспроизводства корпоративных инноваций. Лидерство как инновационный феномен в современной хозяйственной действительности. Сущность и социально-экономическая структура лидерства в системе корпоративного управления. Характеристика управленческого капитала лидерского качества в когнитивной экономике.

Направления развития лидерских качеств субъекта управления знаниями в современных условиях. Развитие ментальных и ценностно-смысловых качеств у современных корпоративных лидеров. Формирование лидерского капитала в сфере управления корпоративными знаниями. Особенности становления лидерского когнитивного капитала на отечественных предприятиях.

5.2.         Перечень тем для  самостоятельного изучения

           обучающимися 

1. Инженерия корпоративных знаний: сущность, структура и пути развития в рамках современных корпораций.

2. Современные формы информационного обеспечения процессов управления знаниями.

3. Использование коммуникативного ресурса в повышении эффективности управления корпоративными знаниями.

4. Новые формы организации управления знаниями в рамках современного предприятия.

5. Психологические аспекты управления корпоративными знаниями.

6. Интеллектуальное предпринимательство как фактор развития современных корпораций.


5.3. Распределение учебного времени по семестрам, разделам, темам, видам учебных занятий и формам промежуточной аттестации

 (в часах)

5.3.1. Очная форма обучения

№ Раздела, те­мы

Наименование раздела, темы,

формы промежуточной

аттестации

 

Всего

 

Общая трудоемкость в часах:

Всего

         

Теоретическое обучение

Трудоемкость промежуточной аттестации  (экз. сессии)

Всего

Аудиторные занятия

Самостоятельная  работа

 

Лекции

Семинары

Практические занятия

Контрольная работа

 

Другие виды занятий

1 семестр

 

1

Экономика знаний и системно-интеграционная модель современного предприятия

 

4

 

4

 

4

 

2

 

2

 

 

 

 

 

2

Сущность, общая концепция и система управления корпоративными знаниями

4

4

4

2

2

 

 

 

 

 

 

3

Корпоративный менталитет как объект управления и фактор развития экономических инноваций

 

4

 

4

 

4

 

2

 

2

 

 

 

 

 

 

4

Корпоративная культура и управленческие основы формирования «культа» новейших знаний

 

4

 

4

 

4

 

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

5

Корпоративный социальный капитал как фактор воспроизводства новых знаний

 

4

 

4

 

4

 

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

6

Обучающая и интеллектуальная корпорация как форма воспроизводства новых знаний

 

4

 

4

 

4

 

2

 

2

 

 

 

 

 

7

Методы управления знаниями в современной корпорации

4

4

4

2

2

 

 

 

 

 

 

8

Лидерские качества руководителя как фактор повышения эффективности управления корпоративными знаниями

 

4

 

4

 

4

 

2

 

2

 

 

 

 

 

 

Зачет с выставлением

дифференцированной

 оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего по дисциплине

32

32

32

16

16

 

 

 

 

 

                           

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

          6.1. Рекомендуемая литература 

а) основная:

1.  Материалы персонального сайта лектора (д.э.н., проф. Б.В. Салихова: www.bv-salikhov.ru), где размещаются периодически обновляемые материалы по курсу «Управление корпоративными знаниями».

2. Салихов Б.В. Управление корпоративным знаниями. Электронный курс лекций (Данный продукт персонально высылается студентам по электронной почте). (2012 год).

3. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / А.Л. Гапоненко, Т.М. Орлова. – М.: Эксмо, 2008.

4. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях / Под ред. д-ра эконом. наук, проф. Б.З. Мильнера. – М.: Дело, 2006.

б) дополнительная:

  1. Аузан А., Келимбетов К. Социокультурная формула экономической модернизации // Вопросы экономики. – 2012. - № 5.
  2. Андрейченко В.В., Горин Н.И., Нещадин А.А., Роговая В.Г., Тульчинский Г.Л. Социальное партнерство: Опыт, технологии, оценка эффективности / Под общей ред. А.А. Нещадина и Г.Л. Тульчинского. – СПб.: Алетейя, 2010.
  3. Асланов Л.А. Менталитет и власть. Русская цивилизация. Кн. 1. – М.: ТЕИС, 2009.
  4. Бердяев Н.А. Дух и реальность. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003.
  5. Джанетто К., Уилер Э. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями / Пер. с англ. Е.М. Пестеревой – М.: Добрая книга, 2005.
  6. Доброхотов Р. Доверие глазами экономистов и психологов // Вопросы экономики. – 2011. - № 5.
  7. Дресвянников В.А. Построение системы управления знаниями на предприятии. – М.: КНОРУС, 2008.
  8. Друкер, Питер, Ф. Эпоха разрыва: ориентиры для нашего меняющегося общества. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.
  9. Интеллектуальный анализ динамики бизнес-систем / Под научной ред. д.т.н., проф. Н.М. Абдикеева, д.т.н., проф. Л.Ф. Петрова, д.э.н., проф. Н.П. Тихомирова. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  10. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  11. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. – 2002. - № 10.
  12. Клейнер Г.Б. Системный ресурс экономики // Вопросы экономики. – 2011. - № 1.
  13. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. Предварительный эскиз. – М.: Наука, 1991.
  14. Корпоративная культура / Автор-сост. И.Н. Кузнецов. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2006.
  15. Куинн Д.Б., Андерсон Ф., Финкельштейн С. Управление профессиональным интеллектом // В книге «Управление знаниями» /Пер с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  16. Коулопоулос Т.М. Управление знаниями. – М.: Эксмо, 2008.
  17. Кэтлин Эйзенхардт, Д. Чарльз Галуник. Коэволюционирование: как, наконец, заставить синергию работать / В кн: Организационное обучение / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  18. Леонард Д., Строс С. Как заставить работать коллективный мозг компании? // В книге «Управление знаниями» /Пер с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  19. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – 3-е изд., доп. – М.: Смысл, 2007.
  20. Мау В. Человеческий капитал: вызовы для России // Вопросы экономики. – 2012. - № 8.
  21. Ляско А. Межфирменное доверие и шумпетерианские инновации // Вопросы экономики. – 2003. - № 11.
  22. Макаров В.Л. Микроэкономика знаний / В.Л. Макаров, Г.Б. Клейнер; Отд. обществ. наук РАН, Центр. экон.-мат. ин-т. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.
  23. Нестик Т.А. Социальные сети // в кн.: Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  24. Нонака И. Компания – создатель знания // В книге «Управление знаниями» /Пер с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  25. Организационное обучение / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  26. О̓ Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. – М.: Альпина Паблишерз, 2010.
  27. Ольсевич Ю.Я. Психологические основы экономического поведения. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  28. Птуха А.Р., Степанов С.С. На развилке менталитетов. Действенные рецепты для инноваций, бизнеса и закона в России. – СПб.: Алетейя, 2010.
  29. Российская ментальность (материалы круглого стола) // Вопросы философии. – 1994. - № 1.
  30. Сасаки М., Латов Ю., Ромашкина Г., Давыденко В. Доверие в современной России (компаративистский подход к «социальным добродетелям») // Вопросы экономики. – 2010.
  31. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации: Пер. с англ.- М.: Олимп-Бизнес, 1999.
  32. Системный анализ в экономике. Материалы научно-практической конференции. Москва, 24-25 ноября 2010. Под ред. члена-корреспондента РАН Г.Б. Клейнера. – М.: ЦЭМИ РАН, 2010.
  33. Собрание мыслей Достоевского / Сост. и авт. предисл. М.А. Фырнин. – М.: Изд. дом «Звонница-МГ», 2003.
  34. Сорокин П.А. Система социологии / Питирим Александрович Сорокин; вступ. статья, сост. и комментарии В.В. Сапова. – М.: Астрель, 2008.
  35. Сторчевой М. Новая модель человека для экономической науки // Вопросы экономики. – 2011. - № 4.
  36. Стюарт Томас А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организации. – М.: Поколение, 2007.
  37. Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики / Под редакцией А.Б. Гофмана. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.
  38. Управление знаниями  / Пер с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  39. Филонович С.Р. Интеллектуальное предпринимательство // В кн.: Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  40. Харрингтон Дж., Воул Ф. Совершенство управления знаниями / Пер с англ. А.Л. Раскина; Под науч. ред. А.Б. Болдина. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2008.
  41. Цаплин В.С. Разумное, но не мыслящее / В.С. Цаплин. – М.: Крафт+, 2009.
  42. Фукуяма Ф. Великий разрыв / Фрэнсис Фукуяма; пер. с англ. под общ. ред. А.В. Александровой. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008.
  43. Хомутский Д.Ю. Управление инновациями в компании. – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2008.
  44. Экономика, основанная на знаниях / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко. – М.: Издательство РАГС, 2006.
  45. Экономика знаний: Коллективная монография / Отв. ред. д-р экон. наук, проф. В.П. Колесов. – М.: М.: ИНФРА-М, 2008.
  46. Янжул И.И. Экономическое значение честности. www.ras.ru/news/shownews.

          6.2. Методические указания обучающимся 

6.2.1. Общие рекомендации по изучению дисциплины

Курс «Управление корпоративными знаниями» включает 7 основных тем и 3 дополнительные, на изучение которых от­водится 32 часа теоретического обучения в 1 семестре. Занятия проводятся в форме проблемных и установочных лекций, семинарских занятий с использованием проблемных ситуаций и «брейнсторминга». В ходе обучения предусмотрен рубежный контроль в форме индивидуального собеседования либо тестирования. В результате изучения курса студенты сдают дифференцированный зачет с оценкой. Завершается обучение в конце 1 семестра итоговым контролем в форме дифференцированного зачета.

         Успешное усвоение содержания дисциплины «Управление корпоративными знаниями» предполагает выполнение обучаемыми следующих рекомендаций:

  • Аккуратно вести рабочую тетрадь для записей по дисциплине «Управление корпоративными знаниями». Ведение рабочей тетради проверяется преподавателем.
  • Внимательно слушать и конспектировать лекции, затем дополнять текст лекции положениями учебника, монографической литературой, научными периодическими изданиями.
  • Активно участвовать в семинарских занятиях и рубежном контроле, уметь решать творческие экономические задачи.
  • Учиться анализировать деловые ситуации, привлекать статистические материалы, фактические данные.
  • Систематически и качественно готовиться к семинарским и контрольным занятиям, выяснять сложные проблемы темы у преподавателя.
  • Необходимо иметь учебную и справочную литературу по дисциплине.
  • Текущий контроль знаний осуществляется на семинарских и контрольных занятиях для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирова­ния учебной работы студентов и совер­шенствования методики проведения заня­тий. Итоговая аттестация предусмотрена в форме дифференцированного зачета, который проводится в устной форме по вопросам экзаменационного билета.

6.2.2. Методические рекомендации по подготовке и защите рефератов, курсовых  и  лабораторных работ,  иных видов специальных заданий, выполняемых в часы самостоятельной работы

(учебным планом не предусмотрены)

6.2.3. Календарный план-график  рубежного  контроля успеваемости         

1 семестр

Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Планируемый

вид рубежного контроля

 

 

 

 

 

 

 

кр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудоемкость

 (в часах)

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.2.4. Перечень вопросов для самоконтроля и подготовки к рубежному контролю в рамках текущего контроля успеваемости обучающихся согласно графику (1-15 вопросы), а также общий перечень вопросов для подготовки к дифференцированному зачету с оценкой (30 вопросов)

  1. Определение сущности, смысловая основа и общая структура знания.
  2. Экономика знаний: трактовка сущности, основные элементы и воспроизводственная структура.
  3. Методология исследования и функции знаний в современной экономике.
  4. Системно-интеграционная парадигма исследования предприятия в экономике знаний.
  5. Структура капитала корпорации в экономике знаний.
  6. Трактовка сущности и системная парадигма в управлении корпоративными знаниями.
  7. Современные концептуальные основы управления знаниями в корпорации.
  8. Ключевые задачи и функции управления корпоративными знаниями.
  9. Экономический корпоративный менталитет: особенное и единичное.
  10. Сущность инновационного корпоративного менталитета.
  11. Управленческая технология формирования инновационного менталитета современного предприятия.
  12. Корпоративный менталитет и инновационный бизнес-процесс.
  13. Корпоративная культура и системно-интеграционная парадигма исследования предприятия.
  14. Инновационная корпоративная культура и ее ключевые функции.
  15. Формирование созидательной (духовно-нравственной) направленности инновационной фирмы.
  16. Принципы корпоративной этики в формировании «культа» создания инновационных знаний.
  17. Управленческие основы формирования и развития доверия как ключевой этической нормы становления «культа» корпоративных знаний.
  18. Корпоративный социальный капитал: определение сущности и инновационная форма развития.
  19. Горизонтальные сети как форма инновационного социального капитала корпорации.
  20. Обучающаяся организация как механизм формирования инновационного человеческого капитала корпорации.
  21. Сущность и характеристика интеллектуального предпринимательства.
  22. Интеллектуальная корпорация как организационная форма интеллектуального предпринимательства.
  23. Методика подготовки и проведения брейнстормингов.
  24. Методы управления корпоративными знаниями: сущность и общая характеристика.
  25. Развитие и систематизация методов управления когнитивными, проектными и процессными корпоративными знаниями.
  26. Сущность и социально-экономическая структура лидерства в системе корпоративного управления.
  27. Характеристика управленческого капитала лидерского качества в когнитивной экономике.
  28. Направления развития лидерских качеств субъекта управления знаниями в современных условиях.
  29. Развитие ментальных и ценностно-смысловых качеств у современных корпоративных лидеров.
  30. Особенности становления лидерского когнитивного капитала на отечественных предприятиях.


                 Методические указания преподавателю по порядку подготовки и проведения всех видов учебных занятий, предусмотренных программой учебной дисциплины

В учебном процессе при реализации дисциплины «Управление корпоративными знаниями» применять основные  виды занятий: лекции, семинары, а также самостоятельную работу студентов по заданию преподавателя. Аудиторные занятия  проводятся по темам, приведенным в настоящей программе и согласно распределению учебного времени, отведенного на изучение учебной дисциплины. На них даются систематизированные основы научных знаний, раскрываются состояние и перспективы развития изучаемых экономических явлений и проблем на микро и макро уровнях. Они должны  составлять основу фундаментальной подготовки студентов по дисциплине.

          В процессе изложения  теоретических  аспектов дисциплины «Управление корпоративными знаниями» для лучшего усвоения учащимися материала:

  • обеспечивать его разделение на последовательность отдельных частей, правил и понятий, которые иллюстрируются примерами;

  • отбирать наиболее важную информацию, относящуюся к рассматриваемой проблеме;
  • осуществлять переход от теоретических положений и выводов к практическим примерам и механизмам принятия решений;

Особое внимание обратить на раскрытие обязательного минимума содержания данной учебной дисциплины, регламентированного требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экономика», в рамках которого учащиеся приобретают комплекс компетенций в области данной дисциплины, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Контроль усвоения теоретических и практических основ дисциплины осуществляется путем оценки преподавателем устных ответов студентов на контрольные вопросы, приведенные в перечне вопросов для самоконтроля, а также при прохождения рубежного контроля.

2.1.              Лекционные занятия

В форме лекционных занятий даются студентам теоретические знания, способствующие приобретению у них комплекса общекультурных и профессиональных компетенций.

Согласно учебному плану и рабочей программе дисциплины на лекционные занятия выделено 20 часов. Подготовка и проведение лекций, семинарских и контрольных занятий проводятся в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и Программы учебной дисциплины.

Преподаватель должен осветить по каждой теме основные вопросы, перечень кото­рых он доводит до студентов в начале лекции. Если на одной лекции тема не закончена, то необходимо следующую лекцию начинать с краткого повторения пройденного материала.

При изложении лекционного материала большинства тем, изучаемых в рамках дисциплины «Управление корпоративными знаниями», необходимо применение на­глядных методов обучения, например, таких как графическое построение моделей, схематичное отображение взаимосвязанных элементов различных систем и др. Наибольшей эффективности с точки зрения экономии лекционного времени и усвоения материала студентами можно добиться, если использовать заранее подготовленные мультимедийные презентации, демонстрируемые через видеопроектор.

Многие проблемы, изучаемые в области расширенного воспроизводства корпоративных знаний, претерпевают со временем значительные изменения. Это требует от лек­тора постоянного обновления лекционного материала в соответствии с происходящими изменениями в системе микроэкономических когнитивных отношений.

Преподавателю необходимо отвести время в пределах 3-5 минут в конце лекции для того, чтобы студенты могли задать уточняющие вопросы по изложенному материалу, а лектор дать на них ответы.

По окончании лекции целесообразно довести до студентов контрольные вопросы по изучаемой проблеме для самопроверки и дать установочные задания для самостоятель­ной работы.

2.2.                 Семинарские  занятия

 Семинарские  занятия проводятся с целью закрепления и углубления основных положений излагаемого на лекциях теоретического материала для последующего практического использования в профессиональной деятельности. В ходе семинара следует прививать студентам навыки в анализе теоретических проблем, в устном изложении их сути. Вопросы, выносимые на семинарские занятия, должны носить проблемный характер.

Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание студентам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода: проблемное изложение (преподаватель самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее), совместное обучение (преподаватель самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно со студентами), исследование (преподаватель ставит проблему, а решение достигается студентами самостоятельно) и творческое обучение (студенты  и формулируют проблему, и находят ее решение).

На семинарских занятиях следует практиковать заслушивание самостоятельно подготовленных студентами сообщений. Методику их проведения нужно строить на  основе изложения каждым студентом своего понимания проблемы и сравнения его с мнением других обучаемых путем дискуссии, научного спора, отстаивания своих убеждений.

Для подготовки студентов к семинарскому занятию используется такая форма учебной работы как самостоятельная работа. Самостоятельная работа студента направлена на привитие навыков поиска и изучения новых сведений по проблемным вопросам дисциплины, а также на закрепление и углубление полученных ими в процессе обучения знаний на основе работы  с научной и периодической литературой. Подготовкой к семинарским занятиям студенты могут заниматься дома, в библиотеке, в другом научном учреждении.

На предыдущей лекции препо­даватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о по­рядке и методике его проведения.

Наиболее распространенными методами проведения семинарского занятия являют­ся: вопросно-ответные, дискуссионные, в виде научных сообщений по отдельным вопро­сам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, тренинги, деловые игры и другие.

Семинары, самостоятельную подготовку студентов и консультации следует проводить с целью привития практических навыков по отдельным вопросам дисциплины, углубления изучаемого материала, а также подготовки студентов к очередным занятиям.

Уровень знаний обучающихся осуществляется при проведении текущего, рубежного и итогового контроля. Текущий контроль проводится в виде устного опроса в ходе семинарских занятий.

Методические указания преподавателю по порядку подготовки и проведению рубежного контроля успеваемости обучающихся

Контроль успеваемости студентов (рубежный контроль) в первом семестре проводится в ходе контрольных занятий путем индивидуального собеседования либо путем тестирования, а также при выполнении домашнего задания.

Рубежный контроль осуществляется после изучения первых четырех тем курса (в 8-ю неделю). Рубежный контроль позволяет аттестовать (не аттестовать) студента по пройденным темам дисциплины.

В рамках рубежного контроля оцениваются теоретические знания, приобретенные студентами по пройденным темам и вопросам, отведенным для самостоятельного изучения. Контроль усвоения теоретических основ дисциплины осуществляется путем оценки преподавателем устных ответов либо письменных работ студентов.

Методические указания преподавателю по порядку подготовки и проведению  промежуточной аттестации обучающихся

Методические указания  по  порядку подготовки и проведению промежуточной аттестации (по видам контроля и периодам).

Критерии, показатели и порядок оценки результатов освоения обучающимися  программы  учебной   дисциплины (по периодам  промежуточной аттестации).

         Промежуточная аттестация предусмотрена в форме дифференцированного зачета, который проводится в виде устного собеседования по контрольным билетам. Контрольный билет содержит два теоретических вопроса.

         Важнейшими критериями оценки знаний обучаемых  являются:

  • степень усвоения учебной программы;
  • содержание ответа на контрольные вопросы: логичность и доказательность  изложения;
  • степень творчества и самостоятельности в раскрытии  поставленных вопросов;
  • умение применить теоретические знания в анализе конкретных деловых ситуаций.

Оценка студенту на экзамене выставляется:

         «Отлично» – студент показывает глубокое и всестороннее знание предмета, имеет целостное представление о микроэкономике знаний и управлении знаниями в рамках корпорации, показывает умение творчески применять полученные знания в практической деятельности, аргументировано излагает материал.

         «Хорошо» – студент твердо знает предмет, имеет целостное представление о формировании, развитии и управлении знаниями в корпорации, показывает умение творчески применять полученные знания в практической деятельности.

         «Удовлетворительно» – студент в основном знает предмет, имеет определенное представление о системе корпоративных знаний.

         «Неудовлетворительно» – студент не усвоил содержания учебной дисциплины.

Общая оценка знаний студента выводится по частным оценкам за рассмотрение первого и второго вопроса. Оценка выставляется преподавателем и объявляется после ответа на все контрольные вопросы. Принимающий экзамен несет личную ответственность за правильность выставления оценки. Положительная оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» заносится в экзаменационную ведомость, журнал учебной группы и зачетную книжку студента. Оценка «неудовлетвори­тельно» проставляется только в экзаменационную ведомость и журнал учебной группы.

 

       СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ

rss
Карта