Главная Новости

Политики прижали БНБ к стене

Опубликовано: 27.10.2023

Политики прижали БНБ к стене

Депутаты Национального собрания 43-го созыва показали БНБ, кто кем является хозяином. Несмотря на сентиментальное заявление председателя ЦБ о том, что он черпает силы из парламента, потому что только ему подотчетен, своими решениями от 29 октября народные избранники из срочно созданного временного комитета по бюджету и финансам всю ответственность за заварушку вокруг Корпоративного банка возложить на главу БНБ. И сделали так, что в ее судьбе, какой бы она ни была, виноват исключительно БНБ. В этом суть решений, которые депутаты приняли 29 октября. А они следующие:Национальное собрание должно принять до 6 ноября изменения в Закон о кредитных учреждениях, которые обяжут БНБ предпринимать действия по реабилитации банков, когда их собственный капитал становится отрицательным.Однако это не означает, что БНБ обязан реабилитировать корпоративный коммерческий банк. Как пояснили председатель комиссии Менда Стоянова и депутат Йордан Цонев, эти изменения внесены для того, чтобы после установления отрицательного капитала того или иного банка дать достаточно времени БНБ и правительству для проведения переговоров и, если возможно,,заключить соглашение со своими акционерами или с другими инвесторами на его восстановление.Как и в этом соглашении, могут быть привлечены и государственные средства.

"В случае с КТБ это изменение позволит БНБ и министру финансов пригласить акционеров и инвесторов предложить свой план восстановления и указать, какие средства они готовы выделить на него. Но они должны доказать, что у них есть эти средства, предоставив банковские гарантии или внеся депозит в БНБ на сумму в 2 миллиарда левов, которую они утверждают. Если они это сделают, то государство решит, поддерживать ли проект. Если они этого не сделают, они уже реализованы другие меры, предусмотренные законом", - сказал Цонев. После его слов заместитель управляющего БНБ Димитр Костов пояснил, что если будут серьезные разговоры о восстановлении КТБ, то 6 млрд лв. в проекте должны быть задействованы, а не 4,222 млрд. левов. «Это сумма, которую необходимо показать. Она может никогда не быть полностью поглощена, но должно быть ясно, что она доступна банку и покрывает все его обязательства, потому что по самой своей природе они востребованы в любое время, пока банк не не может сразу взыскать свои кредитные требования", - сказал Костов. Цонев ответил, что в данном случае сумма не имеет значения. "Пусть инвесторы покажут, что у них есть деньги, а потом правительство решит, достаточно ли их, реалистичн ли их план и можно ли его включить в государственную поддержку", - сказал народный депутат от ДПС.

По решению временной комиссии

Глава БНБ Иван Искров отреагировал резко.

"Центральный банк не может дать денег ни одному кредитному учреждению для их спасения. Вы забыли, что нам это запрещает режим валютного фонда",разгорячился Искров. Но председатель временной комиссии Менда Стоянова поспешила охладить свои эмоции, уточнив, что эти изменения в ЗКИ не обязывают БНБ кого-либо исцелять."Мы просто дадим вам достаточно времени для переговоров с инвесторами, которые заявили о готовности предложить план восстановления. А будет ли он и будет ли он адекватным - это другой вопрос", - сказала Стоянова. [( 14501)] Искров пытался протестовать, что в правление БНБ ранее не поступил проект решения временной бюджетной комиссии. Но Стоянова быстро оборвала его строкой:"Вы это не получили, потому что Правление БНБ ничего не решает по предложенным изменениям в законе. Решаем мы, депутаты".[(14501)]

Второй пункт проекта решения комиссии предусматривает, что Национальное собрание до 6 ноября примет изменения в законы, которые обеспечат выплату гарантированных вкладов на условиях и в сроки, установленные законодательством Евросоюза. Это означает, что в течение 20 дней после помещения банка под особый надзор в нем начинают выплачиваться гарантированные вклады, независимо от того, будет ли он впоследствии признан неплатежеспособным.

«Подобное изменение ставит государство в ужасную ловушку, потому что в любой момент ему придется иметь средства для обеспечения возможной выплаты этих вкладов», - предупредил депутат от БСП Румен Гечев. Однако Менда Стоянова ответила ему риторическим вопросом, предлагает ли он Болгарии не выполнять директивы ЕС? Потому что быстрый доступ вкладчиков к своим средствам может быть обеспечен без привлечения огромных государственных средств. Национальному собранию достаточно досрочно выполнить европейские директивы, приняв закон о реструктуризации банков. Но таких технических подробностей на заседании временной комиссии так и не было достигнуто.

Позицию БНБ представил губернатор Иван Искров, но после того, как Менда Стоянова прямо предупредила его не распространяться на уже известные тезисы, а изложить их в концентрированном виде. Уже в этот момент стало ясно, что у совета директоров БНБ нет политических единомышленников в предстоящих дебатах.

Искров в своем послании от 22 октября суммировала уже известные факты. И тут же на него посыпались вопросы от депутатов ГЕРБ Лилианы Павловой и Ивайло Московского, а также народного представителя от "БСП Левая Болгария" Желю Бойчева. Все они хотели знать, как Корпоративный банк, который в отчетах НББ был классифицирован как надежный и безопасный, в какой-то момент оказался вынужден создать дополнительные резервы на 4,222 миллиарда левов. Отсюда и последовали пространные разъяснения о сути аудиторского анализа, о применении международных стандартов бухгалтерского учета при определении того, какой кредит проблематичен, а какой нет, о механизмах, с помощью которых осуществляется банковский надзор... Все темы на концепцию которого имели всего около двадцати сотен человек, собравшихся в зале. Пытаясь объяснить принципы аудиторского анализа, члены правления БНБ прибегли к

поддержка представителей аудиторских компаний

В частности, управляющий партнер «АФА» Валя Йорданова, которая постаралась доступным языком объяснить депутатам принципы, на основе которых проводится подобный анализ. Но предмет, о котором она говорила, был настолько специализированным, что одитор остался непонятым. Это было видно и из последующих комментариев, из-за которых единственный депутат парламента, который также является дипломированным экспертом-бухгалтером - вице-спикер Национального собрания и депутат от ГЕРБ Димитар Главчев - покинул зал, держась за голову. "Я не могу поверить в то, что здесь говорят", - пробормотал он в кулуарах по поводу бурной дискуссии о применении международных стандартов финансовой отчетности при распределении резервов. "Человек должен хоть немного разбираться в том, о чем он спорит", - сказал он относительно высказываний некоторых лиц, присутствовавших на заседании.

На вопросы о работе надзора попытался ответить заместитель председателя БНБ Цветан Гунев. Однако он применил тактически неправильный подход, начав с разъяснения принципов работы банковского надзора. На пятой минуте выступления терпение Менды Стояновой лопнуло. И она прервала его, сказав, что нет смысла объяснять принципы, а нужно сказать, откуда взялись несоответствия. В этот момент в дискуссию, перешедшую в перекрикивание, вмешались и представители общественных организаций вкладчиков, которые один за другим стали объяснять, что БНБ не выполнил обязательства, возложенные на него спец. режима надзора, а именно о санации банка. Депутаты поинтересовались, почему изменилась методика распределения провизий. А заместитель управляющего Димитар Костов ответил, что если бы использовалась старая методика, то ассигнований было бы почти на полмиллиарда больше.

Заслуженный интерес вызвали так называемые

перехваты, которые допустили консерваторы в банке

Речь идет о сделках, при которых должник банка выкупает у другого лица свой вклад в банке и уменьшает им свои обязательства. Депутаты поинтересовались, с какой скидкой покупаются эти вклады и не нарушают ли они права других кредиторов банка. Йордан Цонев выразил обеспокоенность тем, что при таких операциях некоторые лица, чьи вклады не гарантированы, досрочно выводят свои деньги и наносят ущерб интересам других кредиторов. Однако консерватор банка Станислав Лютов пояснил, что сделки, о которых идет речь, осуществляются вне банка и представляют собой коммерческие контракты между лицами, на которых у консерваторов нет юридических оснований влиять. Другие участники дебатов, например Стоян Александров, заявили, что рассматриваемые сделки уже заключены с очень большими дисконтами от номинальной стоимости вклада. "Я слышал, что некоторые компании, покупая такие вклады, платят 70% и даже 50% их стоимости. Я не вижу, как в этой ситуации можно навредить банку", - сказал Александров. Эмиль Херсев яростно поддержал тезис Лютова о том, что подобные операции полностью законны и не наносят вреда интересам других клиентов банка.

Устав от начавшихся в 14.00 жарких дебатов, из которых не прояснилось ничего, кроме того, что известно о состоянии банка, в 19.00 депутаты решили прекратить дебаты. Затем Менда Стоянова задала священный вопрос:"Может ли БНБ сказать нам, какую цену придется заплатить, если Корпоративный банк будет реабилитирован, и что будет, если банк обанкротится?" Прошло несколько минут. оглушительной тишины. Казалось, что члены правления БНБ не хотели брать на себя обязательства подобными заявлениями. Они намекнули, что последствия для экономики банкротства Корпоративного банка еще подсчитываются, но по предварительным данным они составят около 0,5% ВВП. Что тут же вызвало замечания о том, что речь идет о ставке сроком на полгода, а через двенадцать месяцев она достигнет 1,5 процента. Дебаты по этому поводу не состоялись, поскольку депутаты уже спешили закончить и, к ужасу БНБ, проголосовали за изначально подготовленное решение. Против чего яростно, но безуспешно протестовал менеджер Иван Искров. Но политики уже нанесли ответный удар руководству Центробанка. После того, как БНБ удивил их огромными дополнительными ассигнованиями в размере 4,222 миллиарда левов в КТБ и возложил на них ответственность за решение его судьбы, своим решением в пятницу депутаты вернули эту ответственность обратно БНБ.

Борьба между политиками и ЦБ: кто на самом деле должен взять на себя большую часть ответственности за судьбу КТБ перед гражданами, может продолжаться бесконечно. Но хорошо когда-то дойти до конца, потому что терпение вкладчиков не безгранично.

Карман для гроба Нет

Заседание временной комиссии открыл проникновенным выступлением Вежди Рашидов, который, едва сдерживая эмоции, в очередной раз заявил, что БНБ и государство не имеют права убегать от ответственности и защищать только интересы мелких вкладчиков. «Они не могут винить людей в том, что они хранят там свои деньги под высокие проценты. Вместо того, чтобы выполнять свои обязательства и защищать нас, осуществляя контроль, теперь БНБ обвиняет нас в тарикатах. Оставьте мои деньги. Халяль мне. Гроба нет. карман. Я получу их снова. Кто будет нести ответственность за то, что национальная безопасность находится под угрозой", - гневно заявил скульптор и бывший министр культуры. Сказал он и почти сразу ушел, пробормотав, что больше не может терпеть этот фарс, который разворачивается вокруг КТБ.