Оптимизм рынка в отношении глобальной экономической конвергенции преувеличен
Опубликовано: 27.10.2023
Оптимизм рынка в отношении глобальной экономической конвергенции преувеличен
Правительствам и центральным банкам Запада, Китая и Японии по-прежнему предстоит тернистый путь.
Мохаммед Эль-Эриан. Фото: Блумберг
В первой половине 2023 года наблюдалась поразительная экономическая и финансовая дисперсия как внутри стран, так и между ними. После того, как в июле часть этой ситуации изменилась, наблюдается растущая тенденция прогнозировать конвергенцию в предстоящий период и благоприятный набор результатов, которые она принесет, от более сильного роста и снижения инфляции до успешных инвестиционных результатов. Однако такие прогнозы были бы преждевременными и неразумными, заявил Financial Times Мохамед Эль-Эриан, президент Квинс-Колледжа Кембриджа и советник Allianz и Gramercy.
Признаки очевидной конвергенции множатся как в экономической, так и в финансовой сферах. В качестве иллюстрации рассмотрим следующее:
Долгое время отстававшая в значительном снижении инфляции, Великобритания приятно удивила более низкими, чем ожидалось, данными, опубликованными в июле, что усилило надежды на то, что теперь она относительно быстро сблизится с более низкими темпами инфляции, преобладающими в других странах G -7.
Учитывая широко ожидаемые действия позднее на этой неделе, Банк Англии (BCE) может присоединиться к Европейскому центральному банку и Федеральной резервной системе в повышении процентных ставок на 25 базисных пунктов после широкого спектра действий в июне. Они включали повышение на 50 базисных пунктов для ACB, повышение на 25 базисных пунктов для ЕЦБ и неизменную ключевую ставку ФРС.
После значительного отставания от растущего технологического индекса Nasdaq, индекс Dow Jones более традиционных промышленных и потребительских компаний в последние недели сокращал отставание.
На международном уровне, после значительного отставания от акций стран с развитой и развивающейся экономикой, китайские акции в июле превзошли оба показателя.
Наконец, то, что некоторые считали тревожными разговорами об «экономическом отделении» между Китаем и США, уступило место, казалось бы, более утешительной идее «снижения рисков», которая не будет ни ослаблять экономический рост и торговлю, ни вызывать серьезную финансовую нестабильность.
Эти растущие разговоры о меньшем экономическом и финансовом разбросе естественным образом подпитывают экономический и рыночный оптимизм. Действительно, чем дольше оно продлится, тем больше оно сможет снизить неопределенность и нестабильность внутри стран и между ними. В свою очередь, это улучшит перспективы мягкой посадки внутри страны и на глобальном уровне, ослабит давление на процентные ставки и валюту и позволит следующему росту цен на активы возглавить менее переоцененные ценные бумаги. Кроме того, учитывая возможность такого спектра положительных результатов, заманчиво полагать, что во второй половине года произойдет решительный подъем облаков неопределенности, которые угрожающе нависли над мировой экономикой и рынками.
Как бы мы ни надеялись, что все это осуществится, было бы разумнее запланировать предстоящий ухабистый путь. Просто учтите некоторые факторы, усложняющие происходящую конвергенцию.
В отсутствие дополнительных мер по стимулированию предложения ЕЦБ по-прежнему предстоит трудный путь в борьбе с инфляцией. Между тем, по мере того, как более продвинутые ЕЦБ и ФРС приступят к «последней миле» своей антиинфляционной миссии, оба столкнутся с компромиссами между достижением общего целевого показателя инфляции в 2 процента и поддержанием финансовой и экономической стабильности.
Проблемы, стоящие перед центральными банками, выходят за рамки этого. В ближайшие месяцы перед Банком Японии (BOJ) стоит деликатная задача внести нечто большее, чем просто небольшую корректировку своего все более искажающего режима контроля над кривой доходности. Между тем, совокупное воздействие повышения процентных ставок в других странах, вероятно, сильнее ударит по большому количеству зрелых предприятий с использованием заемных средств и компаний-зомби, финансовая жизнеспособность которых требует либо финансовой реструктуризации, либо принудительного сокращения долга.
В мире, где промышленность находится под давлением, а избыточные сбережения истощаются, фундаментальной поддержке роста цен на финансовых рынках будет не хватать энергии небольшого набора акций, находящихся на огромной устойчивой волне (подумайте об искусственном интеллекте и других структурных инновациях) или имеющих « всепогодные» функции (вспомним традиционных технологических гигантов — Big Te).
Учитывая, что проблемы роста Китая носят как циклический, так и долгосрочный характер, традиционная стратегия правительства по содействию рынкам посредством фискальных и монетарных стимулов окажется менее эффективной и более искажающей, препятствуя быстрой конвергенции внутреннего рынка.
Наконец, Соединенным Штатам очень трудно снизить риски в своих торговых отношениях с Китаем без значительной степени разделения.
Мы должны сделать все возможное, чтобы смягчить привлекательность утешительного повествования о сближении. Неспособность сделать это не только приведет к преждевременному ослаблению усилий, необходимых для преодоления остающихся краткосрочных проблем, но также поставит нас в еще худшее положение для решения долгосрочных и структурных проблем, стоящих перед нашим поколением. наших детей и внуков, — заключает Эль-Эриан.
Статьи по Теме