Для одного правила, для другого… пар
Опубликовано: 27.10.2023
Для одного правила, для другого… пар
Несколько дней назад стало известно, что действующая программа "Инновации и конкурентоспособность" исключила из сферы финансирования европейскими фондами компании, занимающиеся сбором отходов черных и цветных металлов. Естественно, на этот факт должна была быть реакция, и она была услышана немедленно. Болгарская ассоциация вторичной переработки объявила, что этот сектор исключен из схем и проектов малых и средних предприятий по разумному росту, а внедрение новых технологий для повышения эффективности использования ресурсов новая программа не может быть реализована. Кстати, это происходит уже во второй раз, поскольку предыдущая программа «Конкурентоспособность» не предусматривала средств на эти мероприятия.
По мнению представителей ассоциации, это помешает обновлению построенной за последние 23 года сети сбора, сортировки и переработки отходов, обеспечивающей сырьем структурообразующие металлургические заводы Болгарии. Филиал разработал инвестиционную программу на сумму 1,3 млрд левов и рассчитывает получить часть этих средств из европейских фондов. Однако оказывается, что до 2020 года вновьцелый сектор экономики страны окажется лишенным
от доступа к еврофондам и по неясным причинам.
«Коды секторов не включены в заявочную документацию программы и мы постараемся выяснить причины этого. Вместе с этим мы также хотели бы выразить обеспокоенность бизнеса в целом по поводу некоторых новых условий в программе. "Это может задержать его реализацию. Уже есть задержка на четыре месяца, так как необходимые документы для выделения средств не подготовлены", - сообщает организация.
Деньги в рамках программы распределяются по региональному принципу. Определен размер субсидии для предприятий Юго-Западного региона, в том числе Благоевградского, Кюстендилского, Перникского, Софийского и Софийского районов. Она составляет до 45%, а по остальным пяти планирующим регионам - до 70%.
«Пока что концепция и направление европейских фондов по поддержке малого и среднего бизнеса в Болгарии хороши. Вызывает беспокойство то, что условия финансирования снова подвергают испытанию малый и средний бизнес, потому что никакого финансирования для затраты на разработку проектных предложений, на строительно-монтажные работы, на развитие человеческих ресурсов и т.д. По новым правилам каждый проект должен сопровождаться бизнес-планом.
план и несоблюдение его могут привести к финансовым корректировкам до 25% для каждого бенефициара. Хотим предупредить, что это слишком жесткое условие, которое вряд ли будет стимулировать бизнес воспользоваться возможностью компаний внедрять инновации за счет еврофондов", - отмечают в ассоциации.
Будут ли приняты во внимание эти доводы ассоциации и будут ли вообще приняты какие-либо меры по ним, прогнозировать сложно.
Но если принять во внимание скорость, с которой государство реагирует на предложения различных отраслевых организаций, то ответ на этот вопрос имеет тенденцию
откладывать вместо того, чтобы решать
Чем еще можно объяснить, что предложения упомянутой ассоциации по внесению изменений в Уголовный кодекс, которые члены отделения внесли в Национальное собрание летом 2013 года, находятся на рассмотрении уже почти два года. До этого было проведено множество консультаций с Минэкологии и МВД. Причины, по которым ассоциация просила эти изменения, были связаны с возможностью ограничения хищений кабелей, рельсов, труб, ограждений, дорожных знаков и другого металлического оборудования, из-за которого мы периодически остаемся без электричества и без Интернета, ломая автомобили. в зияющих безрешетчатых уличных валах и т. д. Нарушителей требовали наказать тюремным заключением и солевыми штрафами. Еще более суровые наказания потребовались для тех, кто получает и хранит краденый лом черных и цветных металлов. Представители отрасли предложили приговорить их к тюремному заключению на срок от одного до пяти лет и штрафу в размере до 60 000 левов.
Председатель ассоциации Борислав Малинов рассказал "БАНКЕРУ", что с изменением Закона об отходах площадок по переработке черных и цветных металлов, которых до вступления постановления в силу было около 2300, после этого официально только осталось девятьсот. Малинов утверждает, что те, кто делал это раньше, вряд ли перестали это делать. Они просто начали работать нелегально. Он пояснил, что значительная часть закрытых объектов уже перешла в серый сектор и одной из причин является именно неспособность выполнить жесткие требования закона и предоставить высокие банковские гарантии. В основном это малые и средние компании, работающие в сельских муниципалитетах. Многие из них уже зарегистрировались как скупщики металлолома или скупщики бумаги и пластика, которым не требуется банковская гарантия. Другой, но не менее распространенный вариант — работать… без всякого разрешения.
Есть и более изобретательный способ, который использует нелегальный бизнес. Для реализации металлолома вводится в действие платформенная система «нелегально-легально». Рядом с участком с разрешением есть и нелегальный. Украденный лом собирается на нелегальном, затем помещается на легальный, принадлежащий тому же владельцу, и таким образом операция узаконивается. С этого момента все оформляется обычными документами и становится «легальным».
Ожидалось, что для устранения всех этих лазеек законодательный орган примет срочные меры и проголосует по внесенным предложениям. Хотя до сих пор
результат всех этих усилий нулевой
Осужденных за подобные действия ничтожно мало, а наказания более чем «добрые». Уголовный кодекс предусматривает наказание за этот вид преступления лишением свободы на срок до пяти лет, но, судя по всему, закон не работает. В большинстве случаев прокуратура отказывалась проводить разбирательства из-за "малозначительности дел", утверждает Малинов. Парадоксальным является и другой случай - даже если воров поймают и предъявят к ним какие-то претензии, то при оценке ущерба от кражи, например - элементов железнодорожной инфраструктуры, они оцениваются очень низко - по цене лома. Если такой элемент стоит 1000 лв., его цена в виде лома составляет около 1 лв. Так что стоимость украденного фактически становится ничтожной.
На практике весь незаконно добытый металл направляется именно на нелегальные объекты, и контрольные органы бессильны их закрыть. Их полномочия распространяются только на обеспечение исполнения актов. И даже если компанию, которая работает таким образом, «выявляют», в большинстве случаев ей сходят с рук административные штрафы. Законного способа закрыть эти сайты и привлечь к ответственности их владельцев не существует, утверждает глава ассоциации.
Общество давно хотело навести порядок в этих вопросах, но как было сказано в начале, наши менеджеры до сих пор не находят времени проголосовать за эти изменения, для чего даже не надо прилагать никаких усилий, учитывая, что тексты уже указано и буквально «разжевано» для использования. В причинах предложения прямо указано:
Положение предыдущей статьи 234б УК соответствует правилам осуществления деятельности по обращению с отходами черных и цветных металлов (ОТМ) в утраченном Законе об обращении с отходами, поэтому его текст должен быть приведен в соответствие с положениями действующего Закона об управлении отходами (WMA). Здесь не используется понятие «коммерческая деятельность с УДКМ», а также отменяется лицензия на коммерческую деятельность с УДКМ. Согласно §7 ПЗР действующего ЗАО лица, имеющие лицензию, должны в течение 6 месяцев со дня вступления в силу нового ЗАО подать заявление на получение разрешения согласно статье 67 ЗАО. Этот срок истек и соответственно лица, подавшие такие заявления, продолжили свою деятельность согласно новым требованиям закона, а остальные прекратили эту деятельность.
На данный момент, после завершения замены лицензий на новые документы по ЗУО, положение статьи 234б УК РФ - в действующей редакции - практически неприменимо, поскольку согласно ст. действующим законодательством для осуществления деятельности по очистке, в данном количестве и хранению отходов необходимо выдать разрешение согласно ст.67 Закона об охране окружающей среды или комплексное разрешение согласно Закону об охране окружающей среды (ст.35 Закона об охране окружающей среды).
Ввиду общественной опасности этого деяния предлагается ввести нижний предел наказания, который предлагается составлять от одного года до пяти лет, а также штраф от 5 тысяч до 30 тысяч левов, а также как лишение права осуществлять деятельность. Предмет акта также предлагается конфисковать в пользу государства, если они не подлежат возврату или восстановлению, а в случае их пропажи или отчуждения - присудить им эквивалентность, в целях урегулирования общественные отношения по поводу отходов, предмет акта».
Резкое сокращение количества площадок является предпосылкой образования и утилизации отходов на нерегулируемых свалках и находится в абсолютном противоречии с выполнением Директивы 2008/98/EC Европейского парламента и ЕС об отходах. В нем говорится, что необходимо экономическое стимулирование граждан для того, чтобы лучше собирать перерабатываемые отходы, что позволит избежать загрязнения окружающей среды. С 13 июля 2014 года Законом об обращении с отходами вступили в силу новые ограничения, согласно которым передача отходов черных и цветных металлов физическими лицами осуществляется бесплатно и только на муниципальных объектах, а также на момент их нет. За сданный лом гражданам также требовалось платить безналичным способом, учитывая, что большая часть поставок осуществляется на небольшие суммы – до 20 лв. Эти законодательные ограничения привели к снижению оборота, но только у официально зарегистрированных компаний на 30-40 процентов. В то же время нелегальные торговцы металлоломом продолжают осуществлять эту деятельность, но без инвестиций. Они также весьма солены для легального трейдера. Чтобы иметь возможность принимать отходы, он должен был получить банковскую гарантию на 25 000 левов для компании и 5 000 левов для объекта. Он установил видеонаблюдение и заполнил специальные журналы отчетов, в которых каждый день записывал, какие отходы он покупал. Если он потерпит неудачу, ему грозит лишение разрешения и штраф в размере от 30 000 до 100 000 левов плюс конфискация банковской гарантии. Его нелегальные конкуренты избавлены от такой заботы.